Sommerso

С древних времён стекло восхищало людей своими формами и красивыми полупрозрачными цветами. Мастера разрабатывали все новые и новые техники, совершенствовали старые. Секреты производства передавались из поколения в поколение. В настоящее время венецианские мастера отработали каждую технику до совершенства.

 

Одной из распространённых техник муранского стекла является техника «sommerso», что в переводе с итальянского означает погружённый. Этот метод используется для создания нескольких слоёв стекла (обычно контрастные цвета). Один цвет как бы кладут поверх другого и визуально кажется, что один слой погружается в другой. Этот эффект достигается путём объединения нескольких цветов, когда они находятся в расплавленном состоянии. Слои проходят через тепло несколько раз, чтобы добиться идеального эффекта погружения.

Техника соммерсо достаточно узнаваема: как правило, первый слой прозрачный, слои внутри имеют яркие контрастные цвета. Как будто внутри прозрачного стекла находит яркая капля цвета.

Считается, что эту технику разработал Антонио да Росс в конце 1930-х годов. Его работы прославились благодаря эффекту контрастных затонувших красок внутри одного предмета. Вскоре его работы были признаны Венецинским биеннале и музеями по всему миру.

sommerso 2

Паоло Венини усовершенствовал технику, а в 1950-х годах Сегузо Д-Арте сделал стекло соммерсо популярным по всему миру. Благодаря художнику Флавио Поли, который работал в фирме Seguso и был художественным руководителем с 1937 по 1963 год, техника соммерсо претерпела множество изменений. Художник добавлял в работы листовое золото, минералы и др. Многие его работы подверглись коррозии из-за кислот или минералов. Но границу между прозрачным стеклом и контрастным слоем до сих пор можно увидеть благодаря технике соммерсо.

Примерно в это же время появилась другая техника - «bullicante». Некоторые мастера считают эту технику разновидностью техники соммерсо. В основном слое стекла создаются небольшие пузырьки, так появляется иллюзия пузырьков воздуха, которые остались в стекле.

Антонио да Росс не расстался с муранским стекло, он вернулся к работе в конце 1950-х годов. В течение длительного времени он работал над техникой соммерсо и совершенствовал её. В это же время Антонио взял приз на Венецианском биеннале и представил свою коллекцию «Contrapputi» (серия стеклянных предметов, характерной чертой которых было красочные погружённые слои). В 1960 году эта коллекция получила приз. С 1954 по 1962 год дизайнер Фульвио Бьянкони работала вместе с Антонио. Её работы также выставлялись на Венецианском биеннале. В дальнейшем в фирме Антонио начал работать другой венецианский художник Луиджи Скарпа Крос, который создал причудливую игру цвета и толщины стекла.

Все эти художники внесли огромный вклад в развитие техники соммерсо. Они достигли эффекта глубины, интенсивности и рельефа. Стекло само по себе завораживающий материл, а эта техника создаёт чарующее изделие, которое приятно человеческому глазу. Все эти достижения были достигнуты благодаря исследованиям и работе опытных мастеров муранского стекла, которые создают не только украшения из стекла, но выражают в стекле свои чувства.

sommerso 3