Filigrana

В технике филиграна создаются кубки и тарелки. Увидев эту технику, сразу же возникает вопрос, как можно достичь такого совершенного баланса текстуры и прозрачности. Для того, чтобы понять технику филиграна, первоначально необходимо изучить процесс изготовления стеклянных трубочек.

 

Мастер делит расплавленный кусок стекла на два стержня. Отделяя два стержня, мастер создаёт тонкую, длинную трубочку. После того, как трубочка становится достаточно тонкой и длинной, её кладут на деревянную поверхность, где она остывает. Этот этап повторяется несколько раз до тех пор, пока мастер не соберёт достаточное количество трубочек. Когда создано необходимое количество трубочек, мастер обрезает их. После охлаждения трубочки можно использовать в различных техниках, например, в технике лэмпворк, мурине и филиграна.

Если мастер решил использовать трубочки в технике филиграна, то стоит отметить, что они почти всегда белые матовые, в то время как сердцевина трубочки окрашена в яркий цвет. После того как трубочки обрезаны до нужной длины, они располагаются на металлической пластине и нагреваются так, что слегка приклеиваются друг к другу. Затем  мастер перекладывает их в печь и нагревает, чтобы им можно было придать какую-либо форму. Весь процесс состоит в том, чтобы объединить несколько трубочек, при этом не затронуть белое матовое стекло. Во время работы линии становятся все тоньше и тоньше, подстраиваясь под определённую форму. Результатом работы мастера становится тонкая, гипнотизирующая игра линий и волн, которые идут от одного конца к другому, создавая оптические иллюзии.

Техника филиграна известна с 1500-х годов. В 1950-х годах Архимеде Сегузо начал экспериментировать при изготовлении муранского стекла. Исследования позволили ему создать изумительные коллекции такие как «filigrana stellata», «merletto», «spiraline».

Техника филиграна имеет несколько вариаций. Самой известной является техника «reticello». В переводе с итальянского это слово обозначает «маленькая сеть». Именно этот эффект можно увидеть, глядя на эту технику. Техника ретиселло требует огромного мастерства и терпения. Первоначально мастер следует основным этапам изготовления стекла филигранна, однако, в данной технике используются две трубочки. Сеточка создаётся, когда один стержень поворачивается по часовой стрелке, а другой — против часовой. Это движение позволяет появиться маленьким пузырькам в сеточке, что придаёт рисунку завораживающий эффект. В 1920-х годах эта техника была популярна. В это время Джакомо Каппеллини начал экспериментировать с довольно большими стеклянными фигурами с контрастными формами.

Ещё одной из разновидностей техники филиграна является «zanfirico», иногда эту технику так же называют «retortoli». Название техники  занфирико происходит от венецианского торговца Антонио Санкуирико, который и придумал эту технику в XIX веке. Если говорить о названии ретортоли, то термин относится к спиралям из трубочек, которые в конечном итоге становятся частью предмета. Эта техника изначально построена по другому принципу. Вместе того, чтобы вытягивать стеклянные трубочки, мастер скручивает каждую трубочку, чтобы создать эффект спирали. После того как трубочки остывают, мастер продолжает работать в классической технике филиграна.  В середине 1900-х годов были созданы элегантные вазы Фульвио Бьянкони, Дино Мартенс создал работы для фирмы Toco. Их работы считаются классикой муранского стекла в технике филиграна.

 filigrana 2