Cristallo

Кристалло — полностью прозрачное стекло, без желтоватого или зеленоватого цвета. Этот эффект достигается за счёт того, что в смесь добавляют большое количества оксида марганца. Зачастую такое стекло обладает низким содержанием извести, что делает его склонным к коррозии стекла (болезнь стекла).

В XV веке мастера муранского стекла стремились к изысканности и ясности. Считается, что стекло кристалло изобрёл Анджело Баровьер около 1450 года. Это открытие позволило муранским стеклодувам стать единственными производителями зеркал в Европе.

Для создания стекла кристалло мастера к смеси добавляют марганец и кварцевую гальку.  Обычно гальку добывают из рек Тичино и Адидже. Перед использованием в смеси кварцевую гальку осматривают. Для стекла кристалло в гальке не должно быть жёлтых и чёрных точек, а так же при ударе со сталью должны появляться искры.

После того как кварцевую гальку осмотрели, её нагревают до состояние, когда она начинает светиться, а затем помещают в холодную воду, после чего её измельчают.

Обычно при создании стекла кристалло используют вспомогательное вещество, которая называется aluma catino. Это вещество получается из золы солянки, которая произрастает в левантийском прибрежном регионе. После сбора золу тщательно просеивают, а затем помещают в воду, в которой золу кипятят, постоянно помешивая. Полученную смесь помещают в мелкие кастрюли, где она высыхает. Эту процедуру повторяют несколько раз до тех пор, пока вся соль не будет удалена из золы.

cristallo 1

 

Измельчённый кварц смешивают с подготовленной золой при высоких температурах. Верхнюю часть расплавленной смеси удаляют. Таким образом из смеси удаляются хлориды и сульфаты, которые не прореагировали. Затем расправленное стекло помещают в воду, вода удаляет примеси хлоридов и сульфатов из смеси. Эту процедуру повторяют несколько раз. Далее мастер помещает стекло в печь, которую нагревают до максимально возможной температуры и оставляют там стекло в течение нескольких дней. Стекло непрерывно перемешивают, чтобы убрать дефекты, в частности пузырьки.

Затем мастер отбирает смесь, нагревает и формирует блоки, которые называются фритта. Блоки снова переплавляют и очищают, чтобы удалить примеси. После этой процедуры в смесь добавляют марганец, чтобы избавиться от цвета. Этот этап повторяют до тех пор, пока мастер не будет удовлетворён своей работой.

Стекло кристалло требует мастерства, чтобы достичь кристально прозрачного стекла. После того, как технология была отработана, мастера стали создавать сложные формы. Предметы из кристалло могут быть как простыми, так и сложными. Но они всегда остаются нежными.

Некоторые работы из кристалло украшают цветным стеклом (синим, зелёным, фиолетовым), также можно использовать позолоту и эмаль. В XV веке темы отделки изделий из кристалло были основаны как на древних, так и на средневековых мотивах.

Одним из примеров украшенного изделия из стекла кристалло является Кубок Кристалло. Он украшен эмалью и золотом, в настоящее время находится в музее стекла в Корниге. Кубок датирован началом XVI века. Декоративные элементы можно отнести к классическим темам, ножка кубка позолочена.

Однако, более тонкие, изящные работы обычно вовсе не украшались. В музее стекла также представлен образец кубка из стекла кристалло, который выполнены без декоративных элементов. С первого взгляда может показаться, что кубок достаточно простой, но он имеет очень сложную форму. Подобные образцы изделий из стекла кристалло отражают хрупкость и простоту прозрачного хрусталя.

cristallo 2